Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Должностные лица имеющие доступ к государственной тайне». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если это предусмотрено в трудовом договоре (контракте).
Считать не действующим на территории Российской Федерации раздел 3 Инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР, утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1987 г.
Содержание:
Раздел III. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ*
Работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации достаточно иметь предписания на выполнение заданий и удостоверения личности с отметкой о допуске к государственной тайне.
Депутаты Федерального Собрания допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну без проведения в их отношении проверочных мероприятий, но они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, о чем с них берется соответствующая расписка.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Раздел V. РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий не допускается.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов власти в соответствии с «Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», утвержденных Президентом РФ.
Решение администрации об отказе в допуске, о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении с ним на этом основании трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Допуск по третьей форме оформляется командиром воинской части, без запроса в органы безопасности. Командир может послать запрос в эти органы, если есть какие-то сомнения в военнослужащем.
Компетентные органы государственной власти не реже, чем через каждые 5 лет пересматривают перечень сведений, составляющих государственную тайну. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. Этот срок может быть продлен межведомственной комиссией в исключительных случаях.
Раздел VIII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, когда у руководителя организации возникают сомнения в подлинности анкетных данных, осуществляется им без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.
Военнослужащие военно-строительных отрядов в случае их привлечения организациями к выполнению совершенно секретных строительно-монтажных работ допускаются к таким работам руководителями этих организаций только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности и оформления в установленном порядке допуска по второй форме (совершенно секретно). Указанные военнослужащие допускаются на техническую территорию режимных объектов для проведения секретных и несекретных работ на основании справок о допуске по третьей форме (секретно), выданных командованием. Военнослужащим органов безопасности при командировании их в организации, не входящие в систему органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, предоставляется право доступа к «особой важности», «совершенно секретной» и «секретной» информации только по предъявлении предписаний на выполнение заданий и документов, удостоверяющих личность (без справок о допуске).
Члены поездных бригад, экипажей судов морского и речного флота и иных транспортных средств (кроме транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации), занимающихся специальными перевозками, буксировкой секретных изделий или совершающих рейсы на режимные объекты, получают допуск по третьей форме, а командный состав указанных бригад и экипажей — по второй форме.
Выводы о том, предусматривает ли трудовая функция работу со сведениями, составляющими государственную тайну, должны основываться на содержании должностных и производственных инструкций, регламентов работы и схем распределения обязанностей, других актов.
Сложно оформить допуск на повара – что секретного в его работе. Разве что приказом командира части он назначен для обслуживания секретного подразделения (например, ракетного дивизиона) – так или иначе повара общаются с военнослужащими, допущенными к секретам, потому не забывайте и о таких специальностях.
Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне установлены ст. 23 Закона «О государственной тайне».
Если по характеру выполняемых должностных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, военнослужащих назначают на эти должности только после оформления допуска.
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Граждане, работающие в филиалах организаций (обособленных подразделениях, постоянно действующих экспедициях и т.п.) и постоянно проживающие по месту их нахождения, оформляются на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям руководителями этих филиалов (подразделений, экспедиций и т.п.).
Сотрудникам органов безопасности, осуществляющим по роду службы непосредственное взаимодействие с организациями в работе по защите государственной тайны, требуется только удостоверение личности.
Раздел VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Решение о допуске военнослужащих и гражданского персонала военного представительства к государственной тайне принимается руководителем этого военного представительства, который обязан письменно сообщить в подразделение по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военного представительства форму и номер допуска этих лиц, а также дату окончания проведения проверочных мероприятий.
Военнослужащим достаточно иметь предписания на выполнение заданий и удостоверения личности (военные билеты) с отметкой о допуске к государственной тайне, заверенной гербовой печатью, при условии их командирования в воинские части, находящиеся в подчинении министерства или ведомства, в котором указанные военнослужащие проходят военную службу.
Граждане и организации вправе обратиться в органы государственной власти с запросом о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну.
Допуск к секретным документам оформляет Строевая часть. Командир роты только контролирует и при необходимости пишет рапорт с просьбой (точнее – ходатайствует перед командиром батальона) допустить к работе с секретными документами и вооружением и техникой своих подчиненных. Далее указывается должность, воинское звание и фамилия с инициалами. При необходимости строевая часть затребует и другие данные.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Материальный ущерб, нанесенный собственнику в связи с засекречиванием информации, возмещается государством в размерах, определяемых договором меду органом государственной власти, в распоряжение которого переходит информация и собственником.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается. Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Они (руководители организаций) обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.