- Лицензии

Порядок изъятия муниципального имущества из хозяйственного ведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Порядок изъятия муниципального имущества из хозяйственного ведения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Это подтверждает несостоятельность исходящего из пункта 3 статьи 299 ГК РФ вывода о невозможности изъятия имущества их хозяйственного ведения унитарного предприятия собственником при прекращении права хозяйственного ведения на данное имущество по основаниям, предусмотренным для прекращения права собственности.

В то же время есть примеры правовых актов, которые предусматривают возможность собственника изъять имущество из хозяйственного ведения. В частности, Положение, утвержденное Приказом Росимущества от 31.08.2012 N 193, Порядок, утвержденный Распоряжением Департамента имущества г.
Органами Росреестра в ряде случаев производится государственная регистрация прекращения права хозяйственного ведения при изъятии имущества по решению собственника или при отказе унитарного предприятия от права хозяйственного ведения. Однако судебная практика считает, что изъятие имущества собственником или добровольный отказ предприятия от права хозяйственного ведения недопустимы.

Изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. (в ред.

В этом состоит одно из отличий права хозяйственного ведения от права оперативного управления, в отношении которого установлено, что собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

В других случаях кассационная инстанция оценивает, может ли унитарное предприятие после изъятия части имущества осуществлять уставную деятельность, и в зависимости от ответа на поставленный вопрос, признает или не признает акт изъятия правомерным, независимо от наличия согласия предприятия на изъятие имущества (см.
Закон о банкротстве прямо указывает на то, что оспорены могут быть не только сделки в их классическом понимании (например, концессионное соглашение), но и действия, направленные на исполнение обязательств (в п. 3 ст. 61.1). Если обратиться к порядку передачи концессионеру, то в большинстве случаев собственником сначала осуществляется изъятие имущества, которое оформляется принятием соответствующего правового акта.

Об отмене постановления изъятии имущества из хозяйственного ведения

Из приведенных соображений, по-видимому, исходят и высшие судебные инстанции. Так, например, в соответствии с пунктом 40 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», «при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. В деятельности государственных органов в настоящее время актуальна проблема, связанная с определением возможных случаев, а также порядка изъятия имущества из хозяйственного ведения государственных унитарных предприятий по решению собственника данного имущества (Российской Федерации, ее субъектов). Причина этому — отсутствие в законодательстве четкой регламентации указанных правоотношений, что, в свою очередь, вызывает необходимость проработки обозначенных вопросов на практике.

Предприятие вправе через арбитражный суд потребовать от собственника вернуть изъятое имущество, поскольку подобный возврат является последствием ничтожной сделки.
Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления) *(427).

Имущество возвращается из хозяйственного ведения собственнику только при ликвидации унитарного предприятия. Полномочия собственника в отношении имущества, находящегося у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, установлены федеральным законодательством. Право изымать имущество из хозяйственного ведения у собственника отсутствует. В этом случае собственником переданного имущества остается государство (Российская Федерация или ее субъект) либо муниципальное образование.

Унитарное предприятие добровольно отказалось от права хозяйственного ведения на спорное имущество, и его изъятие не привело к нарушению специальной правоспособности, следовательно, иск о взыскании убытков, связанных с изъятием имущества, удовлетворению не подлежит. По делу. Нижегородская область.
В результате анализа приведенной нормы ГК РФ складывается впечатление, что основания прекращения права собственности и случаи правомерного изъятия имущества у предприятия собственником данного имущества рассматриваются как самостоятельные основания прекращения права хозяйственного ведения. Более того, прекращение права хозяйственного ведения на имущество по основаниям, предусмотренным для прекращения права собственности, исключает, по смыслу ст. 299 ГК РФ, необходимость последующего изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

Данная позиция судебных органов основывается, кроме того, на норме, содержащейся в пункте 4 статьи 216 ГК РФ, в соответствии с которой «вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса».
Однако, ни ГК РФ. ни ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.

Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) 1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. 1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. 2.

Порядок изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарных предприятий

Объекты права хозяйственного ведения — сами предприятия, как имущественные комплексы; входящее в состав этих комплексов имущество, предназначенное для деятельности предприятий (здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, требования, долги, права на обозначение (индивидуализируют предприятие, его продукцию работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права))). Право на хозяйственное ведение имуществом является одним из вещных прав лиц (несобственников), приобретаемых в силу решения собственника данного имущества (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации), и предполагающих владение, пользование и распоряжение имуществом в определенных ГК РФ пределах.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Запрет на изъятие имущества подтверждается правовыми позициями высших судов. При этом суды указывают, что собственник, передавший во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться им независимо от того, было ли согласно предприятие на такое изъятие.

В 1994 году было создано муниципальное унитарное предприятие (МУП). По договору о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, датированному 10.10.1994, за МУП были закреплены два объекта: здание аптеки и здание гаража. 28.07.2011 муниципальное образование принимает решение о ликвидации МУП.
Применительно к праву хозяйственного ведения высшие суды дали разъяснение, что собственник не наделен правом изымать, находящееся в хозяйственном ведении унитарных предприятий. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению, принадлежащим унитарным предприятиям, должны признаваться недействительными по требованию этих предприятий. Из смысла п. 1 ст.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного объединения, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью этого имущества, а также имеет право на получение части прибыли от его использования.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. 1.

Существует мнение, что по своей правовой природе передача является сделкой (договором), которая может быть признана недействительной Скловский К.И.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. (в ред.

По этим основаниям в силу п. 3 ст. 299 ГК РФ прекращается и право хозяйственного ведения. Что касается случаев правомерного изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия по решению собственника, о которых говорится в п. 3 ст. 299 ГК РФ, то следует заметить, что действующим законодательством они не определены <*>. Бесспорным в данной ситуации является только то, что первое, третье и четвертое из вышеуказанных оснований прекращения права собственности (права хозяйственного ведения) исключают необходимость последующего изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия собственником данного имущества.
Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное лишь правом оперативного управления) *(427).

Если изъятие имущества произведено, необходимо иметь в виду следующее. Такая сделка нарушает требования закона. Кроме того, согласно судебной практике она посягает на публичные интересы, поскольку связана с распоряжением государственной (муниципальной) собственностью. Соответственно, рассматриваемая сделка ничтожна на основании п. Право на хозяйственное ведение имуществом является одним из вещных прав лиц (несобственников), приобретаемых в силу решения собственника данного имущества (Российской Федерации, субъектов РФ) и предполагающих владение, пользование и распоряжение имуществом в определенных ГК РФ пределах. При этом право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему имущества. С учетом правила ст. 224 ГК о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи.
Исковое требование мотивировано тем, что в результате издания оспариваемого постановления из хозяйственного ведения истца были изъяты объекты недвижимого имущества, закрепленные за ним в соответствии с договором от 20.11.96, заключенным между Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности и государственным предприятием «Автобаза «Удмуртмелиорация». Однако из положений статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник может изъять имущество из хозяйственного ведения предприятия лишь в случае принятия решения о его реорганизации или ликвидации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *