- КОАП

Земли водного фонда правовой режим их использования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Земли водного фонда правовой режим их использования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К землям водного фонда относятся участки, расположенные на территории водных объектов (морей, прудов, рек, озер, водохранилищ и др.), а также различные водоохранные здания и сооружения, водные права, различные гидротехнические сооружения. Несмотря на то, что водные ресурсы согласно Водному кодексу Российской Федерации являются природными и возобновляемыми, они остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляет государство.

§ 1. Понятие, структура и особенности определения правового режима земель водного фонда

Понятие земель водного фонда. Определение земель водного фонда содержится в ст. 102 ЗК РФ. Это земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гид­ротехническими и иными сооружениями, которые расположены на водных объектах.

Целевое назначение земель водного фонда заключается в том, что эти земли используются для удовлетворения потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природо­охранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических,

1 СЗ РФ. 2007. № 20. Ст. 2437.

транспортных и прочих нужд, а также для строительства и эксплуата­ции гидротехнических и иных сооружений.

Структура земель водного фонда. Эти земли подразделяются на два вида: водопокрытые и предназначенные для эксплуатации гидротехниче­ских и иных сооружений, которые находятся непосредственно на вод­ных объектах.

Для уяснения внутренней структуры данной категории земель зна­чение имеет ряд определений, закрепленных в ст. 1 ВдК РФ. Так, вод­ным объектом считается природный или искусственный водоем, водо­ток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим — это изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте. Водным фондом признается совокупность вод­ных объектов в пределах территории РФ.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физи­ко-географических, морфометрических и других особенностей ст. 5 ВдК РФ подразделяет на поверхностные и подземные. К поверхност­ным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проли­вы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранили­ща); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники и снежники.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для мо­ря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изме­нения уровня воды — по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уров­ню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранили­ща — по нормальному подпорному уровню воды; болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается упол­номоченным Правительством РФ федеральным органом исполни­тельной власти. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Земли, под поверхностью которых находятся подземные воды, не признаются землями водного фонда.

Правовой режим земель, покрытых внутренними поверхностны­ми водами, регулируется водным законодательством. Особый режим имеют земли, занятые пограничными водными объектами, порядок использования и охраны которых определяется нормами не только национального земельного и водного права, но и международного права.

Весьма специфичен правовой режим земель, занятых морями. В со­ответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»CCCXXX внутренние морские воды России — во­ды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью террито­рии РФ.

К внутренним морским водам относятся воды портов России, ог­раниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений пор­тов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принад­лежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от бе­рега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впер­вые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат России, перечень которых уста­навливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях море­плавателям» (ст. 1 указанного Закона).

Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к су­хопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Опреде­ление территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря яв­ляется Государственной границей РФ. Внутренняя граница террито­риального моря — это исходные линии, от которых отмеряется шири­на территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а так­же на дно территориального моря и его недра распространяется суве­ренитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Земли, предназначенные для эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, которые находятся непосредственно на водных объектах, можно определить на основе понятия «гидротехнические сооруже­ния». Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»CCCXXXI к числу таких со­оружений относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водо­сбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, ка­налы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; со­оружения, предназначенные для зашиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие со­оружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воз­действия вод и жидких отходов, за исключением объектов централи­зованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Соотношение понятий «земельный участок» и «водный объект». Принципиальным моментом, как отмечалось выше, является то, что суша — это земля в противоположность водному пространству. Исхо­дя из этого, проанализируем соотношение понятий «земли», «земель­ный участок» и «водный объект», т. е. «поверхностный водный объ­ект». Всегда ли суша признается таковой с позиций права?

В п. 2 ст. 2 ВдК РФ водные отношения определяются как отноше­ния, которые возникают по поводу водных объектов, т. е. отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения). Однако в понятие поверхностного водного объекта включены земли, на которых он находится. Поверхностные водные объекты состоят из по­верхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п. 3 ст. 5 ВдК РФ).

Реки, каналы, озера, пруды, водохранилища и др. становятся вод­ными объектам не в силу факта их физического существования, а в ре­зультате включения сведений о них в государственный водный реестр. Этот факт является юридическим основанием признания, например, реки водным объектом, а земель, по которым она протекает, — земля­ми водного фонда. Государственный водный реестр представляет со­бой систематизированный свод документированных сведений о вод­ных объектах (ст. 31 ВдК РФ).

Какие территории относятся к этой категории?

Так в составе водного фонда можно выделить два типа земель:

  1. Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют заболоченными). Они составляют примерно 99% суши водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как заливы, заливы, лиманы и так далее), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундры и лесотундры) природные зоны).
  2. Земли, прилегающие к водоемам. Прибрежные полосы, полосы отчуждения каналов и водохранилищ, охранные зоны, участки земли, прилегающие к водоемам, отведенные для устройства водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных сооружений.

Направления! Водный объект в совокупности с установленным на нем гидротехническим комплексом образует простую водохозяйственную систему.

Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:

  • для морей — по линии максимального отлива;
  • для рек, озер — по среднегодовому уровню воды;
  • для прудов и водоемов — по нормальному уровню воды, не покрытому льдом;
  • для болот — по границам торфяных залежей.

Прибрежная полоса поверхностного водного объекта общего пользования также предназначена для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земель в пределах прибрежной полосы, а также участков, где имеются водоемы, затопленные карьеры, в границах общественных территорий (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Водный фонд и водный объект

В соответствии со статьей 1 ВК РФ под водным фондом понимается совокупность водных объектов на территории страны. Следует отметить, что площади, входящие в состав водного фонда, рассчитаны на восстановительные и природоохранные нужды. В состав такого фонда входят несколько видов земель: объекты, покрытые водой, и граничащие с водными объектами.

Определение 2

Водный объект – естественный или созданный водоем, водоток или иной водоем, отвечающий характеристикам водного режима и имеющий постоянное или временное скопление воды. Стоит отметить, что водоемом считается земля, которая всегда или большую часть года покрыта водой.

Водные объекты подразделяются на несколько категорий в соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Категории используются в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других особенностей водных объектов.

Поверхностные водные объекты подлежат особому учету. На основании пункта 3 статьи 5 ВК РФ к таким объектам относятся поверхностные воды и земельные участки, покрытые водой на территории береговой линии

Правовой режим земель водного фонда

Земли водного фонда – это особая категория земель, предназначенных для использования и охраны водных ресурсов. Они находятся в государственной или муниципальной собственности и имеют специальный правовой режим.

Основной целью использования земель водного фонда является обеспечение водообеспечения, водоотведения, водозабора, охраны и сохранения водных объектов и их береговой полосы.

Правовой режим земель водного фонда определяется Земельным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами. Согласно Земельному кодексу, к землям водного фонда относятся:

  • Земли водоохранного назначения, которые находятся в пределах береговой полосы водных объектов и предназначены для охраны и сохранения водных ресурсов;
  • Земли, занятые водными объектами, включая реки, озера, пруды, водохранилища и другие природные и искусственные водоемы;
  • Земли, занятые судоходными каналами, запрудами, гидротехническими сооружениями и другими объектами, связанными с использованием водных ресурсов.

Земли водного фонда могут находиться как в государственной собственности, так и в муниципальной собственности. Владение и пользование такими землями может осуществляться как государственными органами, так и частными лицами, в соответствии с требуемыми правовыми документами.

Правовой режим земель водного фонда предусматривает особые правила и ограничения в отношении использования и охраны этих земель. Например, запрещается использование земель водного фонда для целей, не связанных с водным хозяйством или охраной водных ресурсов. Также устанавливаются требования к охране береговой полосы водных объектов и предотвращению загрязнения воды.

Особую роль в правовом режиме земель водного фонда играет мониторинг состояния и использования этих земель. Для этого проводятся специальные научные исследования и работают научные учреждения, занимающиеся изучением водных ресурсов и охраной окружающей среды.

Принципы смены категории участков водного фонда

При рассмотрении основных моментов правового режима, важно учитывать и смену категорий участков земли водного фонда. ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников. Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ

Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ

ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников. Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ. Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ.

Организации и граждане как субъекты прав водопользования

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, право долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водным объектом общего пользования и иным водным объектом, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервиту- ты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Что можно делать и что нельзя на водных территориях, находящихся под охраной?

ВК РФ определяет основные моменты охраняемых гидроучастков с установкой специального правового режима. На каждой такой зоне воды производятся работы, которые связаны с сохранением ресурсов и проведением их очистки. По этой причине на строго охраняемых гидроучастках водного фонда запрещены:

  • Эксплуатация слива для водоснабжения земель.
  • Созданиехозбытпромстоков, отстойников, мест захоронений, отходников и т. д.
  • Осуществление опыления вредными веществами и составами.
  • Организация нерегулируемого движения автомобилей, парковок без специального созданного места.
  • Размещение ГСМ, осуществление помывки и ремонтных работ ТС.
  • Противозаконные добыча, хранение и эксплуатация полезных ископаемых.
  • Противозаконное создание и эксплуатация сооружений, относящихся к водному пути, судостроительных учреждений.
  • Организация пищеотходников и свалок.
  • Ведение некоторых разновидностей хоздеятельности.

Однако, участки земель, относящиеся к водному фонду, разрешено по закону эксплуатировать для проектирования с последующей постройкой и использованием под разрешенный вид хоздеятельности. Это возможно только в случае, если строящееся здание будет снабжено специальным оборудованием:

  • Централизованнымиканализационными ответвлениями.
  • Системами водоотводов.
  • Техническими возможностями для полноценной уборки отходов и фильтрации воды из стока.

Определение водных объектов и их береговой линии

Определение водных объектов и их береговой линии является важным аспектом управления и охраны территорий, относящихся к землям водного фонда. Водные объекты – это реки, озера, водохранилища, моря и другие природные или искусственные водотоки. Береговая линия – это граница между водой и сушей, которая может меняться в зависимости от природных условий и режима водного объекта.

Понятие водных объектов и их береговой линии имеет свое определение в правовом положении. Виды разрешенного использования земель водного фонда также определяются на основе классификации этих территорий. Водные объекты относятся к землям специального назначения и подлежат особым правилам использования и охраны.

Изъятие земель из состава земель водного фонда и их перевод в другие категории возможно только в случаях, предусмотренных законодательством. Запрещенное использование земель водного фонда включает добычу полезных ископаемых, строительство объектов, которые могут привести к нарушению природных равновесия и порче водных ресурсов.

Определение и характеристика береговой линии производятся местными организациями и государственными органами водного надзора. Точное определение береговой линии позволяет определить границы нарушений и является важным аспектом охраны и использования водных объектов. Береговая линия может быть перемещена под воздействием природных и антропогенных факторов, поэтому ее мониторинг является постоянным процессом.

Виды земель водного фонда и их особенности

Понятие земель водного фонда. Земли водного фонда относятся к категории земель особого назначения. В их состав входят все земельные участки, которые расположены в пределах линии береговой защиты, а также внутри акватории искусственно созданных водоемов. Земли водного фонда являются общей собственностью государства и подлежат использованию и охране в соответствии с правовыми актами.

Виды земель водного фонда. Водные объекты и их классификация определяют различные виды земель водного фонда. Это могут быть береговые полосы, водные объекты, объекты охраны вод и другие территории, относящиеся к землям водного фонда. Каждый вид земель имеет свои характеристики и особенности использования.

Береговая полоса. Береговая полоса является одной из основных частей земель водного фонда. Это полоса территории, расположенная вдоль линии берега водоема. Береговая полоса является объектом охраны и имеет запрещенное использование. Она предназначена для обеспечения природного и рекреационного режима и особой охраны водных ресурсов.

Водные объекты. Водные объекты включают в себя реки, озёра, водохранилища, пруды и другие искусственные и естественные водоемы. Они также относятся к землям водного фонда и имеют свою специфику и режим использования. В зависимости от их характера и назначения могут быть установлены различные ограничения и запреты на использование этих территорий.

Объекты охраны вод. К объектам охраны вод относятся зоны особой охраны водных объектов, зоны санитарно-защитной охраны водозаборов, а также другие территории, необходимые для обеспечения охраны водных ресурсов. Эти объекты имеют свой режим использования и могут быть подвержены ограничениям в строительстве и эксплуатации.

Изъятие земель водного фонда. В случае необходимости использования земельных участков, входящих в состав земель водного фонда, собственник может обратиться с заявлением об их изъятии. Изъятие таких земель возможно только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. При этом, решение об изъятии принимается органами исполнительной власти или местного самоуправления.

Земли водного фонда и их использование. Использование земель водного фонда регулируется законодательством и может быть разрешено только в пределах установленного режима. Какие виды разрешенного использования земель определены документами, утвержденными государственными или муниципальными органами. При этом, основным принципом является сохранение и охрана водных ресурсов и обеспечение их устойчивого использования.

Общая характеристика и особенности правового режима земель водного фонда

Правовой режим земель водного фонда определяется совокупностью правил использования и включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга, установленных земельным законодательством, законодательством о недрах, водным, природоохранным, градостроительным и иным законодательством.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ водный фонд представляет собой совокупность водных объектов в пределах территории РФ. Водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:

1. Покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2. Занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Земли водного фонда находятся в государственной федеральной собственности (следовательно, субъектом права собственности на них может быть только РФ), за исключением земель, занятых прудами и обводненными карьерами, которые могут находиться в любой форме собственности (в данном случае субъектами права собственности могут быть и граждане, и юридические лица, и публично-правовые образования).

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте, а, следовательно, не подлежат приватизации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, под объектами гидротехнических сооружений и в 1 и 2 поясе зон санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.

Правовой режим и положение

Для понимания правового режима и положения земельных участков, относящихся к водному фонду, важно знать их характеристики и определение. Виды таких территорий могут быть различными: это водные объекты и их береговая линия, которые относятся к этой категории земельного фонда.

Земли водного фонда являются общей собственностью, и их правовой режим определяется законодательством. Виды разрешенного использования таких земельных участков могут быть разнообразными, включая строительство, эксплуатацию, охрану и восстановление водных объектов.

Это вызывает вопросы о положении собственников такой земли и их правах. Имеют ли они право на использование этих земельных участков или должны соблюдать определенные ограничения? Важно учитывать, что доступ и использование земли водного фонда могут быть ограничены, в том числе из-за необходимости охраны и сохранения водных ресурсов.

Кто является собственником таких участков и каково их положение? Ответ на этот вопрос зависит от конкретного случая и законодательства, регулирующего использование земельного фонда. Однако, общая характеристика территорий, относящихся к водному фонду, является их перевод в собственность государства или муниципального образования. Это означает, что собственником таких земельных участков обычно является государство или муниципалитет.

Запрещенное использование земель лесного фонда также связано с их правовым режимом и положением. Охрана лесов и лесных ресурсов имеет важное значение, и поэтому есть ограничения на использование такой земли.

Правовая охрана водных объектов

Настоящая глава 6 ВК РФ, посредством которой реализуется правовое регулирование зон природоохранного значения, в первую очередь посвящена охране отдельных разновидностей водных объектов. В статье 55 Водного кодекса установлены специальные мероприятия, связанные с охраной водных объектов, предотвращением их засорения, загрязнения и истощения вод, а также меры, относящиеся к ликвидации последствий названных явлений, которые должны выполнять владельцы водных объектов, находящихся в частной собственности, государственные структуры исполнительной власти федерального уровня (в отношении лишь тех объектов, которые находятся в федеральном владении), структуры исполнительной власти субъектов страны, а также органы местного управления относительно тех объектов, которые находятся в муниципальном владении.

Важно отметить, что в порядке реализации охранных функций от негативного влияния хозяйственной или иной деятельности общества или отдельных его представителей Водный кодекс определяет специальные зоны охранного значения:

  • Прибрежная полоса.
  • Береговая полоса, относящаяся к объектам общего пользования.

Защита водных ресурсов: земли водного фонда и водоохранные зоны

В России земли водного фонда имеют особую правовую статус. Классификация земель водного фонда происходит в зависимости от их функционального назначения и водной обстановки. Перевод земель водного фонда из одной категории в другую, их аренда, изъятие и охрана установлены федеральными законами.

Земли водного фонда включают в себя объекты водного хозяйства, такие как реки, озера, водохранилища и источники воды. Береговая линия является неотъемлемой частью земель водного фонда. Определение режима использования земель водного фонда происходит на основании мониторинга водных ресурсов и их эксплуатации.

Водоохранные зоны – это территории, которые находятся вблизи объектов водного хозяйства и имеют особый статус охраны. Водоохранные зоны устанавливаются с целью защиты водных ресурсов и природных экосистем от негативного воздействия человека.

Какие объекты относятся к водоохранным зонам?

Понятие «водоохранные зоны» относится к земельным участкам, расположенным в непосредственной близости от водоемов. Земли водного фонда, как правило, входят в категорию водоохранных зон.

Установлено несколько видов земель, которые могут относиться к водоохранным зонам. Это береговые полосы, зоны санитарной охраны водоемов, а также зоны охраны подземных вод.

Определение правового статуса земель, относящихся к водоохранным зонам, происходит на основании классификации объектов, находящихся на этих землях. Охрана водных ресурсов является важным направлением управления таких земельных участков.

Мониторинг режима использования и охраны таких земель проводится органами государственного управления. Изъятие земельных участков из фонда водных ресурсов возможно только в исключительных случаях и только по законодательно установленной процедуре.

  • Какие объекты относятся к водоохранным зонам?
  • Какой статус имеет земля водного фонда?
  • Как происходит определение правового статуса этих земель?
  • Какие виды земель входят в категорию водоохранных зон?
  • Как осуществляется управление и охрана таких земель?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *