Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Земли водного фонда правовой режим их использования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К землям водного фонда относятся участки, расположенные на территории водных объектов (морей, прудов, рек, озер, водохранилищ и др.), а также различные водоохранные здания и сооружения, водные права, различные гидротехнические сооружения. Несмотря на то, что водные ресурсы согласно Водному кодексу Российской Федерации являются природными и возобновляемыми, они остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляет государство.
Содержание:
§ 1. Понятие, структура и особенности определения правового режима земель водного фонда
Понятие земель водного фонда. Определение земель водного фонда содержится в ст. 102 ЗК РФ. Это земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, которые расположены на водных объектах.
Целевое назначение земель водного фонда заключается в том, что эти земли используются для удовлетворения потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических,
1 СЗ РФ. 2007. № 20. Ст. 2437.
транспортных и прочих нужд, а также для строительства и эксплуатации гидротехнических и иных сооружений.
Структура земель водного фонда. Эти земли подразделяются на два вида: водопокрытые и предназначенные для эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, которые находятся непосредственно на водных объектах.
Для уяснения внутренней структуры данной категории земель значение имеет ряд определений, закрепленных в ст. 1 ВдК РФ. Так, водным объектом считается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим — это изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте. Водным фондом признается совокупность водных объектов в пределах территории РФ.
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей ст. 5 ВдК РФ подразделяет на поверхностные и подземные. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники и снежники.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.
К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Земли, под поверхностью которых находятся подземные воды, не признаются землями водного фонда.
Правовой режим земель, покрытых внутренними поверхностными водами, регулируется водным законодательством. Особый режим имеют земли, занятые пограничными водными объектами, порядок использования и охраны которых определяется нормами не только национального земельного и водного права, но и международного права.
Весьма специфичен правовой режим земель, занятых морями. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»CCCXXX внутренние морские воды России — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ.
К внутренним морским водам относятся воды портов России, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат России, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям» (ст. 1 указанного Закона).
Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренняя граница территориального моря — это исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Земли, предназначенные для эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, которые находятся непосредственно на водных объектах, можно определить на основе понятия «гидротехнические сооружения». Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»CCCXXXI к числу таких сооружений относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для зашиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Соотношение понятий «земельный участок» и «водный объект». Принципиальным моментом, как отмечалось выше, является то, что суша — это земля в противоположность водному пространству. Исходя из этого, проанализируем соотношение понятий «земли», «земельный участок» и «водный объект», т. е. «поверхностный водный объект». Всегда ли суша признается таковой с позиций права?
В п. 2 ст. 2 ВдК РФ водные отношения определяются как отношения, которые возникают по поводу водных объектов, т. е. отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения). Однако в понятие поверхностного водного объекта включены земли, на которых он находится. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п. 3 ст. 5 ВдК РФ).
Реки, каналы, озера, пруды, водохранилища и др. становятся водными объектам не в силу факта их физического существования, а в результате включения сведений о них в государственный водный реестр. Этот факт является юридическим основанием признания, например, реки водным объектом, а земель, по которым она протекает, — землями водного фонда. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах (ст. 31 ВдК РФ).
Какие территории относятся к этой категории?
Так в составе водного фонда можно выделить два типа земель:
- Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют заболоченными). Они составляют примерно 99% суши водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как заливы, заливы, лиманы и так далее), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундры и лесотундры) природные зоны).
- Земли, прилегающие к водоемам. Прибрежные полосы, полосы отчуждения каналов и водохранилищ, охранные зоны, участки земли, прилегающие к водоемам, отведенные для устройства водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных сооружений.
Направления! Водный объект в совокупности с установленным на нем гидротехническим комплексом образует простую водохозяйственную систему.
Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:
- для морей — по линии максимального отлива;
- для рек, озер — по среднегодовому уровню воды;
- для прудов и водоемов — по нормальному уровню воды, не покрытому льдом;
- для болот — по границам торфяных залежей.
Прибрежная полоса поверхностного водного объекта общего пользования также предназначена для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земель в пределах прибрежной полосы, а также участков, где имеются водоемы, затопленные карьеры, в границах общественных территорий (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Водный фонд и водный объект
В соответствии со статьей 1 ВК РФ под водным фондом понимается совокупность водных объектов на территории страны. Следует отметить, что площади, входящие в состав водного фонда, рассчитаны на восстановительные и природоохранные нужды. В состав такого фонда входят несколько видов земель: объекты, покрытые водой, и граничащие с водными объектами.
Определение 2
Водный объект – естественный или созданный водоем, водоток или иной водоем, отвечающий характеристикам водного режима и имеющий постоянное или временное скопление воды. Стоит отметить, что водоемом считается земля, которая всегда или большую часть года покрыта водой.
Водные объекты подразделяются на несколько категорий в соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Категории используются в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других особенностей водных объектов.
Поверхностные водные объекты подлежат особому учету. На основании пункта 3 статьи 5 ВК РФ к таким объектам относятся поверхностные воды и земельные участки, покрытые водой на территории береговой линии
Правовой режим земель водного фонда
Земли водного фонда – это особая категория земель, предназначенных для использования и охраны водных ресурсов. Они находятся в государственной или муниципальной собственности и имеют специальный правовой режим.
Основной целью использования земель водного фонда является обеспечение водообеспечения, водоотведения, водозабора, охраны и сохранения водных объектов и их береговой полосы.
Правовой режим земель водного фонда определяется Земельным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами. Согласно Земельному кодексу, к землям водного фонда относятся:
- Земли водоохранного назначения, которые находятся в пределах береговой полосы водных объектов и предназначены для охраны и сохранения водных ресурсов;
- Земли, занятые водными объектами, включая реки, озера, пруды, водохранилища и другие природные и искусственные водоемы;
- Земли, занятые судоходными каналами, запрудами, гидротехническими сооружениями и другими объектами, связанными с использованием водных ресурсов.
Земли водного фонда могут находиться как в государственной собственности, так и в муниципальной собственности. Владение и пользование такими землями может осуществляться как государственными органами, так и частными лицами, в соответствии с требуемыми правовыми документами.
Правовой режим земель водного фонда предусматривает особые правила и ограничения в отношении использования и охраны этих земель. Например, запрещается использование земель водного фонда для целей, не связанных с водным хозяйством или охраной водных ресурсов. Также устанавливаются требования к охране береговой полосы водных объектов и предотвращению загрязнения воды.
Особую роль в правовом режиме земель водного фонда играет мониторинг состояния и использования этих земель. Для этого проводятся специальные научные исследования и работают научные учреждения, занимающиеся изучением водных ресурсов и охраной окружающей среды.
Принципы смены категории участков водного фонда
При рассмотрении основных моментов правового режима, важно учитывать и смену категорий участков земли водного фонда. ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников. Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ
Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ
ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников. Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ. Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ.
Организации и граждане как субъекты прав водопользования
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, право долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водным объектом общего пользования и иным водным объектом, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервиту- ты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Что можно делать и что нельзя на водных территориях, находящихся под охраной?
ВК РФ определяет основные моменты охраняемых гидроучастков с установкой специального правового режима. На каждой такой зоне воды производятся работы, которые связаны с сохранением ресурсов и проведением их очистки. По этой причине на строго охраняемых гидроучастках водного фонда запрещены:
- Эксплуатация слива для водоснабжения земель.
- Созданиехозбытпромстоков, отстойников, мест захоронений, отходников и т. д.
- Осуществление опыления вредными веществами и составами.
- Организация нерегулируемого движения автомобилей, парковок без специального созданного места.
- Размещение ГСМ, осуществление помывки и ремонтных работ ТС.
- Противозаконные добыча, хранение и эксплуатация полезных ископаемых.
- Противозаконное создание и эксплуатация сооружений, относящихся к водному пути, судостроительных учреждений.
- Организация пищеотходников и свалок.
- Ведение некоторых разновидностей хоздеятельности.
Однако, участки земель, относящиеся к водному фонду, разрешено по закону эксплуатировать для проектирования с последующей постройкой и использованием под разрешенный вид хоздеятельности. Это возможно только в случае, если строящееся здание будет снабжено специальным оборудованием:
- Централизованнымиканализационными ответвлениями.
- Системами водоотводов.
- Техническими возможностями для полноценной уборки отходов и фильтрации воды из стока.
Определение водных объектов и их береговой линии
Определение водных объектов и их береговой линии является важным аспектом управления и охраны территорий, относящихся к землям водного фонда. Водные объекты – это реки, озера, водохранилища, моря и другие природные или искусственные водотоки. Береговая линия – это граница между водой и сушей, которая может меняться в зависимости от природных условий и режима водного объекта.
Понятие водных объектов и их береговой линии имеет свое определение в правовом положении. Виды разрешенного использования земель водного фонда также определяются на основе классификации этих территорий. Водные объекты относятся к землям специального назначения и подлежат особым правилам использования и охраны.
Изъятие земель из состава земель водного фонда и их перевод в другие категории возможно только в случаях, предусмотренных законодательством. Запрещенное использование земель водного фонда включает добычу полезных ископаемых, строительство объектов, которые могут привести к нарушению природных равновесия и порче водных ресурсов.
Определение и характеристика береговой линии производятся местными организациями и государственными органами водного надзора. Точное определение береговой линии позволяет определить границы нарушений и является важным аспектом охраны и использования водных объектов. Береговая линия может быть перемещена под воздействием природных и антропогенных факторов, поэтому ее мониторинг является постоянным процессом.
Виды земель водного фонда и их особенности
Понятие земель водного фонда. Земли водного фонда относятся к категории земель особого назначения. В их состав входят все земельные участки, которые расположены в пределах линии береговой защиты, а также внутри акватории искусственно созданных водоемов. Земли водного фонда являются общей собственностью государства и подлежат использованию и охране в соответствии с правовыми актами.
Виды земель водного фонда. Водные объекты и их классификация определяют различные виды земель водного фонда. Это могут быть береговые полосы, водные объекты, объекты охраны вод и другие территории, относящиеся к землям водного фонда. Каждый вид земель имеет свои характеристики и особенности использования.
Береговая полоса. Береговая полоса является одной из основных частей земель водного фонда. Это полоса территории, расположенная вдоль линии берега водоема. Береговая полоса является объектом охраны и имеет запрещенное использование. Она предназначена для обеспечения природного и рекреационного режима и особой охраны водных ресурсов.
Водные объекты. Водные объекты включают в себя реки, озёра, водохранилища, пруды и другие искусственные и естественные водоемы. Они также относятся к землям водного фонда и имеют свою специфику и режим использования. В зависимости от их характера и назначения могут быть установлены различные ограничения и запреты на использование этих территорий.
Объекты охраны вод. К объектам охраны вод относятся зоны особой охраны водных объектов, зоны санитарно-защитной охраны водозаборов, а также другие территории, необходимые для обеспечения охраны водных ресурсов. Эти объекты имеют свой режим использования и могут быть подвержены ограничениям в строительстве и эксплуатации.
Изъятие земель водного фонда. В случае необходимости использования земельных участков, входящих в состав земель водного фонда, собственник может обратиться с заявлением об их изъятии. Изъятие таких земель возможно только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. При этом, решение об изъятии принимается органами исполнительной власти или местного самоуправления.
Земли водного фонда и их использование. Использование земель водного фонда регулируется законодательством и может быть разрешено только в пределах установленного режима. Какие виды разрешенного использования земель определены документами, утвержденными государственными или муниципальными органами. При этом, основным принципом является сохранение и охрана водных ресурсов и обеспечение их устойчивого использования.
Общая характеристика и особенности правового режима земель водного фонда
Правовой режим земель водного фонда определяется совокупностью правил использования и включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга, установленных земельным законодательством, законодательством о недрах, водным, природоохранным, градостроительным и иным законодательством.
В соответствии со ст. 1 ВК РФ водный фонд представляет собой совокупность водных объектов в пределах территории РФ. Водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:
1. Покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2. Занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Земли водного фонда находятся в государственной федеральной собственности (следовательно, субъектом права собственности на них может быть только РФ), за исключением земель, занятых прудами и обводненными карьерами, которые могут находиться в любой форме собственности (в данном случае субъектами права собственности могут быть и граждане, и юридические лица, и публично-правовые образования).
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте, а, следовательно, не подлежат приватизации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, под объектами гидротехнических сооружений и в 1 и 2 поясе зон санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.
Правовой режим и положение
Для понимания правового режима и положения земельных участков, относящихся к водному фонду, важно знать их характеристики и определение. Виды таких территорий могут быть различными: это водные объекты и их береговая линия, которые относятся к этой категории земельного фонда.
Земли водного фонда являются общей собственностью, и их правовой режим определяется законодательством. Виды разрешенного использования таких земельных участков могут быть разнообразными, включая строительство, эксплуатацию, охрану и восстановление водных объектов.
Это вызывает вопросы о положении собственников такой земли и их правах. Имеют ли они право на использование этих земельных участков или должны соблюдать определенные ограничения? Важно учитывать, что доступ и использование земли водного фонда могут быть ограничены, в том числе из-за необходимости охраны и сохранения водных ресурсов.
Кто является собственником таких участков и каково их положение? Ответ на этот вопрос зависит от конкретного случая и законодательства, регулирующего использование земельного фонда. Однако, общая характеристика территорий, относящихся к водному фонду, является их перевод в собственность государства или муниципального образования. Это означает, что собственником таких земельных участков обычно является государство или муниципалитет.
Запрещенное использование земель лесного фонда также связано с их правовым режимом и положением. Охрана лесов и лесных ресурсов имеет важное значение, и поэтому есть ограничения на использование такой земли.
Правовая охрана водных объектов
Настоящая глава 6 ВК РФ, посредством которой реализуется правовое регулирование зон природоохранного значения, в первую очередь посвящена охране отдельных разновидностей водных объектов. В статье 55 Водного кодекса установлены специальные мероприятия, связанные с охраной водных объектов, предотвращением их засорения, загрязнения и истощения вод, а также меры, относящиеся к ликвидации последствий названных явлений, которые должны выполнять владельцы водных объектов, находящихся в частной собственности, государственные структуры исполнительной власти федерального уровня (в отношении лишь тех объектов, которые находятся в федеральном владении), структуры исполнительной власти субъектов страны, а также органы местного управления относительно тех объектов, которые находятся в муниципальном владении.
Важно отметить, что в порядке реализации охранных функций от негативного влияния хозяйственной или иной деятельности общества или отдельных его представителей Водный кодекс определяет специальные зоны охранного значения:
- Прибрежная полоса.
- Береговая полоса, относящаяся к объектам общего пользования.
Защита водных ресурсов: земли водного фонда и водоохранные зоны
В России земли водного фонда имеют особую правовую статус. Классификация земель водного фонда происходит в зависимости от их функционального назначения и водной обстановки. Перевод земель водного фонда из одной категории в другую, их аренда, изъятие и охрана установлены федеральными законами.
Земли водного фонда включают в себя объекты водного хозяйства, такие как реки, озера, водохранилища и источники воды. Береговая линия является неотъемлемой частью земель водного фонда. Определение режима использования земель водного фонда происходит на основании мониторинга водных ресурсов и их эксплуатации.
Водоохранные зоны – это территории, которые находятся вблизи объектов водного хозяйства и имеют особый статус охраны. Водоохранные зоны устанавливаются с целью защиты водных ресурсов и природных экосистем от негативного воздействия человека.
Какие объекты относятся к водоохранным зонам?
Понятие «водоохранные зоны» относится к земельным участкам, расположенным в непосредственной близости от водоемов. Земли водного фонда, как правило, входят в категорию водоохранных зон.
Установлено несколько видов земель, которые могут относиться к водоохранным зонам. Это береговые полосы, зоны санитарной охраны водоемов, а также зоны охраны подземных вод.
Определение правового статуса земель, относящихся к водоохранным зонам, происходит на основании классификации объектов, находящихся на этих землях. Охрана водных ресурсов является важным направлением управления таких земельных участков.
Мониторинг режима использования и охраны таких земель проводится органами государственного управления. Изъятие земельных участков из фонда водных ресурсов возможно только в исключительных случаях и только по законодательно установленной процедуре.
- Какие объекты относятся к водоохранным зонам?
- Какой статус имеет земля водного фонда?
- Как происходит определение правового статуса этих земель?
- Какие виды земель входят в категорию водоохранных зон?
- Как осуществляется управление и охрана таких земель?