- КОАП

С кем должен оставаться ребенок при разводе в исламе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «С кем должен оставаться ребенок при разводе в исламе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».

С кем остаются дети по Шариату

Имам Абу Ханифа

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно… Подробнее →

  1. Марьям сказал

    Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи!
    А расскажите поподробней, пожалуйста, с кем и в каких случаях должны оставаться дети. Особенно относительно того, что случается с ребенком, если родители разошлись во время беременности жены. А также расскажите как должно происходить общение ребенка со вторым родителем и должно ли оно происходить? Пожалуйста, это очень-очень важно!!!
    Джазакаллаху хайран.

  2. admin сказал

    Ассаламу алейкум! Во-первых нужно отметить, что развод — самое ненавистное из того, что Аллах
    разрешил. Потому мусульмане должны стараться сохранять брак насколько это
    возможно, прощать обиды, нанесенные друг другу и стараться помогать
    друг-другу в богобоязненности, не идя на поводу у шайтана. Если они сами не
    могут прийти к огласию, то нужно привлечь родсвенников с обеих сторон, а
    также авторитетных людей в умме, наприемр имама мечети, котороый совершал
    никах и т.д.

    Что касается ваших вопрсов:

    1. пока ребенок маленький, он остается с матерью. Особенно, если он еще не
    родился и она будет кормит его. Отец обязан содержать ребенка и материально
    помогать бывшей жене, как оплату за ее заботу о его ребенке.
    2. отец имеет право видеть совего ребенка, потому они должны составить
    договор о том, как это будет происходить. Бывшая жена при этом должна вести
    себя с бывшим мужем как с чужим мужчиной, покрываться и не встречаться с
    ним наедение и т.д.
    3. нужно отметить, что период идда (ождижания перед браком с другим
    мужчиной) беременной женщины заканчивается, когда она родит.

  3. Н.М.Д. сказал

    Мой вопрос может быть и не по этой теме нл надеюсь вы ответите на него! Если муж курит анашу должна ли жена жить с ним ? Муж не делает намаз и не держит пост разве.что иногда при том обзывает жену при любом его недоаольствии и ссоры и ее родителей и родных.жена ничего в ответ не. гов когда он зол хотя ей и трудно от него слышать такие аещи в адрес родителей.что должна делать жена в таком положении?уйти от него?учтите есть еще и ребенок. Дайте ответ пожалуйста очень важно!

  4. admin сказал

    Ассаламу алейкум! Она имеет право развестись с мужем, если он нарушает ее права. Но лучше для нее призывать его к исправлению. Но Аллах знает лучше.

  5. Марьям сказал

    Ассаляму алейкум!
    «пока ребенок маленький»… — это до какого возраста? А что происходит потом, после достижения им этого возраста? И как это происходит?

  6. Марьям сказал

    Почему же вы молчите? Пожалуйста ответьте как быть. Нужно подробно, со ссылками на достоверные источники. Будет девочка, расходимся с мужем. На время кормления грудью, она с мамой, это понятно. А потом при каких обстоятельствах, на каких условиях и с кем она остается. Прошу Вас, объясните подробно как все происходит, это очень-очень важно!!! Сейчас я чувствую себя просто уничтоженной. Муж не считает меня причастной к ребенку, который еще внутри меня. Прошу, помогите!

    • admin к записи С началом Рамадана!
    • Muslim к записи С началом Рамадана!
    • admin к записи Её муж сидит с женщинами-немахрам и ей это не нравится

    Пророк говорил: «Самый ненавистный Аллаху вид дозволенного — это развод. Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава». Здесь под «дурным нравом» подразумевается крайняя форма, которая не поддается исправлению, и в отношении которой нет сил и возможности проявлять терпение.

    Так, желательным действием в исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы.

    Расторжение — прекращение брака (никаха), при котором муж получает компенсацию от жены.

    Можно ли жениться на разведенной женщине?

    Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

    Вы можете жениться на разведенной женщине, у которой есть дети. Если Вы сделаете это искренне, ради того, чтобы помочь ей и воспитать ее детей правильно, по-исламски, — Вы будете вознаграждены Господом, ин ша Аллах.

    На Ваш вопрос ответил шейх Мухаммад С. ар-Рахаван:

    «Главный критерий, который должен искать мусульманин в своей жене, — это хорошие манеры и благочестие. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

    „На женщине женятся из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее знатности, из-за ее красоты и из-за ее набожности. Стремись же жениться на соблюдающей религию!“ (Аль-Бухари, Муслим)

    Если разведенная женщина является преданной добродетельной мусульманкой, если у нее твердая вера и хорошие манеры, она будет хорошим выбором.

    Когда у мужчины есть выбор между девственницей и бывшей замужем женщиной, в то время как обе одинаково степень праведны и благочестивы, ученые утверждают, что лучше жениться на девственнице. Это мнение основано на сообщении Джабира ибн Абдуллы. Он сказал:

    „Я женился на женщине и пошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: „О Джабир, ты женился?“ Я ответил: „Да“. Он спросил: „Девственница ли она?“ Я ответил: „Нет“. Он спросил: „Почему ты не женился на молодой девушке, чтобы ты мог играть с ней, а она с тобой?“ Я сказал: „О Посланник Аллаха, Абдуллах умер и оставил семилетнюю или девятилетнюю дочь — я буду присматривать за ними“. И тогда Пророк помолился за него (Ат-Тирмизи).

    Итак, разрешено жениться на разведенной женщине, у которой есть дети. Если Вы сделаете это искренне, ради того, чтобы помочь ей и воспитать ее детей правильно, по-исламски, — Вы будете вознаграждены Аллахом, ин ша Аллах.

    Наш любимый пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже, которая была вдовой, и на Зайнаб бинт Джахш, которая развелась с Зайдом бин Сабитом. У Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) был сын, Усама ибн Зайд, которого называли „избранным Пророка“, потому что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) очень его любил. Вообще Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на 11 женщинах — все они ранее были замужем, за исключением Айши (да будет доволен ею Аллах)».

    Когда развод в исламе не имеет силы

    Судей традиционно назначали правители Халифата, по рекомендации Совета улемов (улем- высший статус ученого-правоведа по Шариату).

    Однако первое мнение подтверждается хадисом Абу Хурайры о том, что одна женщина пришла к Пророку и сказала: «Посланник Аллаха, мой муж хочет увести моего сына, а он приносит мне воду из колодца Абу ‘Инабы и помогает мне». Пророк сказал мальчику: «Это — твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним. Об этом сообщил Абу Давуд.
    Есть и иные случаи, в которых обе стороны имеют право на развод — например, если один из супругов скрыл что-либо важное, и это выяснилось уже после заключения брака.

    Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.

    Когда развод в исламе не имеет силы

    Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

    Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

    Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

    Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

    С кем остаются дети после развода?

    К тем, кто неспособен на нее, относятся также люди, которых постигло инфекционное заболевание со свойством передаваться при совместном проживании.

    Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения.

    Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.

    Ал-Албани назвал хадис хорошим.Однако в некоторых случаях мать не может дать ребёнку достойное воспитание, например, если она не исповедует ислам, не обладает здравым рассудком, если здоровье не позволяет ей воспитывать ребёнка; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни.

    Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.

    Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой и сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь».

    Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью. Я также благодарю портал «Взгляд» за репост моих статей. Какой бы резонанс они ни вызывали, какие бы отзывы ни получали, я полагаю, развенчание стереотипов, навязываемых сионистской и западной пропагандой, является важной задачей.

    Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.

    Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца.

    И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.

    Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансар, которая родила ему сына ‘Асима. Тогда ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался, ‘Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Тогда они обратились на суд к Абу Бакру. ‘Умар сказал: «Это мой сын».

    С кем после развода должен остаться несовершеннолетний сын: с матерью или с отцом, если мать ребенка придерживается атеистических воззрений. Бабушка сына по материнской линии является христианкой и водит ребенка в церковь без разрешения отца.

    Когда развод в исламе не имеет силы

    Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

    Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

    Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

    Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

    С кем из родителей остаются дети после развода?

    Прежде всего, мы должны понимать, что наши дети – это аманат (то, что нам доверено) от Аллаха. Поэтому мы должны соблюдать права того, что нам доверили. В первую очередь, дети имеют два права: право на любовь родителей и право на надлежащее воспитание. Любовь к ребенку пробуждает в нем сострадание (милосердие), надлежащее воспитание пробуждает в нем порядочность (добродетель, праведность).

    Как правило, матери по большей части способствуют воспитанию в ребенке жалости и милосердия, в то время как отец помогает воспитанию в нем порядочности, поэтому ребенку нужны оба родителя, чтобы в нем равномерно воспитались оба эти качества. Отсутствие одной из этих сторон воспитания вредно для ребенка – человек без жалости не любят в обществе, человека непорядочного не уважают.

    Только совместными усилиями обеих родителей ребенок получит правильное воспитание и займет надлежащее место в обществе. Один родитель не способен дать ребенку правильное воспитание.

    Смерть одного из родителей не в нашей власти, и мы не можем ее предотвратить. Однако развод происходит по воле супругов, поэтому его нужно избегать в максимально возможной степени, особенно если в семье есть дети. Хотя в шариате предусмотрены правила опеки над ребенком и посещения его, когда стороны не могут договориться и прийти к пониманию, тем не менее, дети могут всю жизнь нести последствия развода родителей. Здоровый, нормальный ребенок – это тот, кто вырос в полноценной семье.

    Однако, если родители все-таки разводятся, мать имеет право опеки над несовершеннолетним. В случае с мальчиком – до семи лет и в случае с девочкой – до девяти лет. Мать получает такое право в случае, если она:

    1) свободный человек;
    2) взрослая (совершеннолетняя);
    3) в здравом уме;
    4) добропорядочна (не совершает явных грехов);
    5) имеет возможности.

    Таким образом, право матери на опеку утрачивается, если:

    1) она вступает в повторный брак с человеком, который не является махрамом ребенку;

    2) ей приходится часто покидать дом (к примеру, по причине работы);

    3) открыто совершает грехи и есть опасность плохого влияния на ребенка.

    Если мать по какой-то причине не может осуществить свое право на опеку, то следующие лица имеют право делать это вместо нее в следующей последовательности: бабушка по материнской линии, бабушка по отцовской линии, родная сестра, сестра матери, сестра отца и т.д. Если все эти родственники женского пола отсутствуют, у мужчин есть право на опеку в следующей последовательности: отец, дед по отцу, родной брат, брат отца, брат матери и т.д.

    Независимо от того, кто из родителей получает право на опеку над ребенком, другая сторона имеет право навещать ребенка по взаимному согласию. К сожалению, часто сторона, получающая право на опеку, использует ребенка в качестве орудия против другой стороны, лишая их возможности навещать ребенка. Это не соответствует Исламу и очень вредно для ребенка.

    В любое из этого времени отец ребенка несет ответственность за благополучие ребенка – за девочку пока она не выйдет замуж, за мальчика, пока он не вырастет и не начнет самостоятельно зарабатывать на жизнь. Если ребенок инвалид, отец несет за него ответственность пожизненно. Если мать получает право на опеку, но не имеет жилья, отец должен обеспечить жильем их обоих.

    Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.

    Вопрос же о том – с кем из родителей должен остаться ребенок (по истечении периода опеки над ним матерью), решается в зависимости от обстоятельств. На первом месте тут будут стоять интересы ребенка, особенно в отношении того – кто из родителей может дать ему наилучшее религиозное воспитание и социальное обеспечение.

    И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.

    С кем из родителей остаются дети после развода?

    Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
    или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
    или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?

    Пишет шейх аль-Карми: «Если исчезло то, что препятствовало праву опеки, или тот, кто отказался от своего права, решил вернуть его, то право опеки возвращается к нему». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

    قال العلامة الكرمي: «ومتى زال المانع أو أسقط الأحق حقه ثم عاد عاد الحق له». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

    Если какой-либо из родителей задумал путешествие или переезд на новое место жительства, то это может повлиять и на право опеки.

    Пишет шейх аль-Карми: «Если один из родителей задумал отправиться в путешествие и затем вернуться обратно, то у остающегося больше прав на опеку.
    Если задумал переехать на новое место жительства, и расстояние до него равно или более того расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у отца.
    Если расстояние до него будет меньше расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у матери». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

    قال العلامة الكرمي: «وإن أراد أحد الأبوين السفر ويرجع فالمقيم أحق بالحصانة وإن كان لسكنى وهو: مسافة قصر فالأب أحق ودونها فالأم أحق». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

    Приоритет отца при переезде в далекое место жительства объясняется тем, что обычно отец применяет воспитательное воздействие к ребенку, и он более озабочен сохранностью своего рода.

    Примеры таких случаев были приведены в предыдущем пункте в словах имамов Ибн ‘Акыля и Ибн Таймии. Здесь же будет более обобщенное решение.

    Пишет шейх аль-Карми: «И не оставляется опекаемый в руках того, кто не заботится о нем и не исправляет». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

    قال العلامة الكرمي: «ولا يترك المحضون بيد من لا يصونه ويصلحه». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

    Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.

    Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.

    Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.

    В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.

    Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.

    Все приведённые выше решения имеют силу, если родители живут в одном городе. Если же один из родителей захочет отправиться в Хадж или на джихад, или для торговых целей, то ребёнка не берут с собой, ибо в пути встречаются трудности и опасности. Ребёнок остаётся возле того из родителей, кто остаётся дома, пока не вернётся тот, кто имеет право на воспитание. Если же отец или мать переселяются на другое место жительства, отец имеет право забрать ребёнка себе, оберегая свою родословную, так как родословная передаётся по отцу. Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.

    1. Глава: О том, кто настраивает женщину против мужа

    2175 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не имеет к нам отношения тот, кто настраивает женщину против мужа или раба против господина».

    Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

    Комментарии и толкования

    أَبْوَابُ تَفْرِيعِ أَبْوَابِ الطَّلَاقِ

    ١- بَابٌ فِيمَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا

    ٢١٧٥- حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ، حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ الْحُبَابِ، حَدَّثَنَا عَمَّارُ بْنُ رُزَيْقٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عِيسَى، عَنْ عِكْرِمَةَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ يَعْمَرَ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَيْسَ مِنَّا مَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا، أَوْ عَبْدًا عَلَى سَيِّدِهِ».

    [حكم الألباني] : صحيح

    2. Глава: Женщина, которая просит мужа развестись с другой женой

    2176 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не должна женщина просить развода для сестры своей, чтобы опустошить посуду её. Пусть выходит замуж (не ставя подобных условий), ибо, поистине, ей — то, что предопределено ей».

    Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

    Комментарии и толкования

    ٢- بَابٌ فِي الْمَرْأَةِ تَسْأَلُ زَوْجَهَا طَلَاقَ امْرَأَةٍ لَهُ

    ٢١٧٦- حَدَّثَنَا الْقَعْنَبِيُّ، عَنْ مَالِكٍ، عَنْ أَبِي الزِّنَادِ، عَنِ الْأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَا تَسْأَلِ الْمَرْأَةُ طَلَاقَ أُخْتِهَا لِتَسْتَفْرِغَ صَحْفَتَهَا وَلِتَنْكِحَ، فَإِنَّمَا لَهَا مَا قُدِّرَ لَهَا».

    [حكم الألباني] : صحيح

    3. Глава: О нежелательности развода

    2177 — Передается от Мухариба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из того, что дозволил Аллах, нет ничего более ненавистного для Него, чем развод».

    Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».

    2178 — Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Всемогущего и Великого Аллаха из дозволенного — развод».

    Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».

    Комментарии и толкования

    ٣- بَابٌ فِي كَرَاهِيَةِ الطَّلَاقِ

    ٢١٧٧- حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ يُونُسَ، حَدَّثَنَا مُعَرِّفٌ، عَنْ مُحَارِبٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «مَا أَحَلَّ اللَّهُ شَيْئًا أَبْغَضَ إِلَيْهِ مِنَ الطَّلَاقِ».

    [حكم الألباني] : ضعيف

    ٢١٧٨- حَدَّثَنَا كَثِيرُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ خَالِدٍ، عَنْ مُعَرِّفِ بْنِ وَاصِلٍ، عَنْ مُحَارِبِ بْنِ دِثَارٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: «أَبْغَضُ الْحَلَالِ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى الطَّلَاقُ».

    Подходящее время для развода (талак)

    Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.

    Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.

    Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:

    «Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.

    Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:

    مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ

    «Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.

    С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).

    Развод при наличии детей

    – Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

    – Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

    Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

    – Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

    – Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

    Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

    Давать развод (талак) следует однократно

    Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:

    «Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:

    رَاجِعِ امْرَأَتَكَ

    «Верни свою жену!».

    Тогда тот сказал:

    إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً

    «Поистине, я дал ей развод трижды».

    Пророк ﷺ сказал:

    قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا

    «Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).

    Абу Дауд сказал об этом:

    أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً

    «Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».

    Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.

    Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?

    Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».

    Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:

    أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي

    «Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).

    В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.

    Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.

    Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:

    «Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.

    Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

    Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»

    Посланник Аллаха ﷺ сказал:

    اسْتَهِمَا عَلَيْهِ

    «Тяните жребий».

    Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

    Тогда Пророк ﷺ сказал:

    هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ

    «Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).

    Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.

    Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.

    Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой.

    В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *