- КОАП

Суд как субъект административного судопроизводства помощник судьи секретарь судебного заседания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Суд как субъект административного судопроизводства помощник судьи секретарь судебного заседания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статей за нанесение телесных повреждений несколько, они могут быть административными или уголовными, в зависимости от обстоятельств драки. Последствия рукоприкладства могут быть разными — кто-то избил до полусмерти прохожего, кто-то поставил синяк супруге, кто-то толкнул в пылу ссоры знакомого, и тот упал, больно ударившись. Выдергивание волос, выкручивание рук — все это тоже может классифицироваться как нанесение телесных повреждений.

Стороны в делах административного судопроизводства

1. Понятие сторон в делах административного судопроизводства. Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:

1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);

2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);

3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик», а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица» (при этом термин «заинтересованные лица» получил в КАС совершенно новое смысловое наполнение — подробнее см. § 4 данной главы учебника). Далее по тексту настоящей главы мы будем именовать стороны «административный истец» и «административный ответчик».

Административный истец — это лицо, обратившееся в суд за защитой своих публичных прав, свобод, законных интересов, а также лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином.

Действующее процессуальное законодательство к административным истцам также относит и субъектов, которые обращаются для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, — прокурора, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностных лиц (ч. 2 ст. 38, ст. 39 КАС, ст. 52, 53 АПК). Здесь необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, строго говоря, в этих случаях материально-правовые последствия возникают для соответствующего публичного образования (например, если контрольный орган обратился в суд с требованием о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, то материально-правовые последствия судебного решения будут распространяться не на сам орган, а непосредственно на Российскую Федерацию как публичное образование). Однако законодатель отступает от доктринальных положений и в подобных ситуациях правами и обязанностями административного истца наделяет соответствующий орган либо должностное лицо.

Во-вторых, следует учитывать, что в некоторых случаях прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица уполномочены обращаться в защиту публичных прав, свобод, законных интересов частных субъектов (граждан, юридических лиц и др.). Здесь статусом административного истца будут обладать именно эти частные субъекты, а публичные субъекты, обратившиеся в их интересах, хотя и наделяются процессуальными правами административного истца, в процессе тем не менее занимают совершенно самостоятельное положение (подробнее см. § 5, 6 данной главы учебника).

Аппарат районного суда

Определение 4

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
  • Сотрудники, которые замещают должности, не относящиеся к категории федеральной государственной гражданской службы. Сюда относятся:
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

Как проходит судебное заседание по административному делу?

При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.

При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.

При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается. Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы. Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.

Как вести себя в суде по административному, гражданскому делу?

Как вести себя в суде по административному и гражданскому делу.

Итак, если Вам пришла повестка по административному (например по ст.6.1.1., ст.12.26 или любой другой), а так же по любому гражданскому делу в первую очередь, нужно познакомиться с материалами дела. Право на ознакомление с материалами дела закреплено в Кодексе об административных правонарушениях, а так же в Гражданско-процессуальном кодекс – в зависимости от того в каком процессе вы участвуете.

Итак, для этого Вы должны написать заявление на ознакомление с материалами дела (бланки имеются в суде) и сдать его в канцелярию или подписать его через секретаря судьи. После этого, с подписанным заявлением обращаетесь в канцелярию суда, где Вам сотрудник канцелярии предоставит все дело для ознакомления. При ознакомлении лучше всего сделать копии материалов путем фотографирования. Право отфотографировать абсолютно все дело у Вас тоже есть. После ознакомления с делом и изготовления фотокопий, Вы распечатываете его в полном обьеме. Таким образом, у Вас всегда под рукой будет точная копия дела имеющегося в распоряжении суда, которым будет очень удобно пользоваться в судебном процессе при защите своих интересов.

Понятие «эксперт» в административном судопроизводстве несколько своеобразно сформулировано в ч. 1 ст. 49 КАС РФ. Названная статья состоит из 16 частей и называется «Эксперт». В частности, в ч. 1 ст. 49 КАС РФ отмечено, что экспертом является лицо, которое обладает специальными знаниями и которому в случаях и порядке, предусмотренных КАС РФ, «поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу».

Как мы попробуем обосновать далее, в КАС РФ законодатель не всегда термином «эксперт» именует одно и то же явление (участника административного судопроизводства). В то же время сразу следует заметить, что под термином «эксперт» обычно подразумевается обладающее специальными знаниями лицо, которому в предусмотренном КАС РФ порядке поручены (в определении о назначении экспертизы, в распоряжении руководителя учреждения о поручении производства экспертизы указаны именно его фамилия, имя и отчество) производство экспертизы и дача заключения. Экспертом в этом значении данного слова рассматриваемое лицо будет вне зависимости от того, закончено ли производство порученной ему экспертизы или же пока еще нет.

Так-то оно так, но закрепленное в ч. 1 ст. 49 КАС РФ определение несколько отличается от сформулированного нами. Чтобы понять его суть, проанализируем понятиеобразующие признаки, на которые обращает внимание закон. Итак, законодатель пишет, что экспертом «является» определенного рода лицо. Глагол является в данном случае означает, что лицо, которое обладает указанными в ч. 1 ст. 49 КАС РФ качествами, уже лишь в связи с наличием таковых наделяется правами, и на него возлагаются обязанности эксперта как субъекта административного судопроизводства.

Экспертом является определенного рода лицо. Производство экспертизы может быть поручено как конкретному физическому лицу, так и учреждению (юридическому лицу). Между тем даже в тех случаях, когда производство экспертизы поручено учреждению, производит ее конкретный человек (несколько экспертов). Поэтому под использованным в определении термином «лицо» следует понимать отдельно взятое физическое, а не юридическое лицо. Именно это физическое лицо, а не в целом экспертное учреждение, к примеру, обязано по вызову суда явиться в суд.

Исследованию подвергаются объекты исследования, документы и материалы. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» <10> объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц.

<10> См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.

В ст. 49 КАС РФ обычно под объектами исследования понимаются носители информации, для исследования которых в первую очередь и назначена экспертиза. Они, в действительности, могут быть и вещественным доказательством, т.е., по сути, материалом административного дела. Между тем их место и назначение в процессе производства экспертизы позволили законодателю выделить их в самостоятельную разновидность носителей информации. Соответственно, все иные материалы административного дела — это те носители информации, которые законодатель в ч. 2 ст. 49 КАС РФ и (опять же обычно) в иных местах анализируемой статьи закона именует материалами административного дела. Получается, документы, о которых идет речь в ч. 2 ст. 49 КАС РФ, — это не являющиеся ни объектами исследования, ни материалами административного дела носители информации, представляемые эксперту для того, чтобы он мог дать полное и объективное заключение.

В процессуальных отраслях права всегда было принято делить носители информации на предметы и документы. В данном случае законодатель попытался классифицировать представляемые эксперту носители информации иначе. Несомненно, им при этом нарушены логические правила деления. Мы можем это утверждать уже потому, что объектом исследования довольно часто является вещественное доказательство. А доказательство не может не быть материалом (частью материала) административного дела. Между тем сейчас данный вопрос мы поднимаем не для того, чтобы уличить законодателя в нарушении правил логики, а для того, чтобы понять, могут ли эксперту при назначении экспертизы представляться не являющиеся (по меньшей мере на момент вынесения определения о назначении экспертизы) материалами административного дела предметы — не объекты исследования.

Кодекс административного судопроизводства: проблемы применения

  • Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2021 года

  • Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.02.2022 N АПЛ21-570

    «Об оставлении без изменения решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.11.2021 N АКПИ21-686, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 границ округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2018 N 188»

  • Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.02.2022 N АПЛ21-564

    «Об оставлении без изменения Решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.11.2021 N АКПИ21-733, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3 и 17 Положения о зонах затопления, подтопления, утв. постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «О зонах затопления подтопления»»

Чем занимается секретарь судебного заседания мирового судьи? Обязанности у такого работника следующие:

  1. Уведомление основных участников процесса о дате и времени проведения заседания. Не просто отправка почтой извещений, но и поиск места расположения ответчика, свидетелей, иных лиц. Довольно часто участники определенного дела любыми способами пытаются затягивать его рассмотрение, стараются уклоняться от письменных уведомлений (повесток). Секретарь обязан найти человека и пояснить ему правовые последствия подобных действий.
  2. Учет и анализ исходящей и входящей документации: сортировка поступающих сообщений, заполнение журнала.
  3. Выдача оригиналов и копий постановлений и решений обеим сторонам (третьим лицам при необходимости).
  4. Составление статистической отчетности.
  5. Выполнение других функций, которые связаны с формальной деятельностью судьи.

Секретарем суда часто является человек, который мечтает о юридической карьере, но, в силу различных обстоятельств, не может сразу обучаться в престижной учебном заведении юридической направленности.

Попав на подобную должность после завершения учебы в правовом колледже, секретарь не только зарабатывает стаж работы, но и приобретает профессиональные навыки, которые в будущем помогут ему в карьере. Это усидчивость, рассудительность, аккуратность, пунктуальность. Так как в должностные обязанности секретаря входит общение с людьми, происходит совершенствование коммуникативных навыков, отрабатываются умения находить общий язык с разными ответчиками и истцами.

Такой сотрудник несет ответственность за документооборот, осуществляет масштабную канцелярскую работу, которая предполагает внимательность и аккуратность. Участие его в судебном процессе состоит в подготовке нормативной документации по делам, планируемым к рассмотрению, а также в последующем ведении (в рамках самого заседания) протокола. Он должен четко соблюдать должностной регламент, приказы (распоряжения) руководства суда, поддерживать требуемый уровень квалификации (повышать ее в рамках курсовой подготовки, мастер-классов, конференций, конкурсов).

Выполняя свои должностные обязанности, секретарь суда должен соблюдать законные интересы и права юридических и физических лиц. Он не имеет права разглашать сведения, которые ему стали известны в рамках профессиональной деятельности, а также распространять информацию, которая является коммерческой либо государственной тайной.

Также в его обязанности входит сохранность имущества суда, соблюдение правил пожарной безопасности, уважительное отношение ко всем участников судебного процесса (ответчику, истцу, свидетелям по рассматриваемому делу).

Участие в делах административного судопроизводства лиц, защищающих интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы

1. Понятие и формы участия лиц, защищающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы. В административном судопроизводстве в соответствии со ст. 40 и 42 КАС возможно обращение ряда субъектов с административным исковым заявлением с целью защиты «чужих» либо коллективных интересов. При этом в судебном административном процессе, как и в арбитражном процессе (в отличие от ст. 47 ГПК), не предусмотрена такая форма участия субъектов, защищающих «чужие» интересы, как дача заключения по делу.

В отличие от участия прокурора обращение всех лиц, перечисленных в ст. 40 КАС, в защиту «чужих» интересов возможно только в случаях, предусмотренных федеральными конституционными и (или) федеральными законами. Субъекты, названные в упомянутой статье, не наделены полномочием по обращению в суд только исходя из выявленной ими необходимости защиты «чужих» интересов. Обязательным условием является наделение их законом правом на обращение в суд в порядке административного судопроизводства. В этом смысле основания, указанные в ст. 40 КАС, носят бланкетный характер, поскольку необходимо правовое основание иска в виде наделения истца правом на обращение в суд в защиту «чужих» интересов.

Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц, права которых нарушены изданием не соответствующего закону акта органа местного самоуправления. Таким образом, иском о защите неопределенного круга лиц защищается только их общий интерес, интересы отдельных лиц должны защищаться с помощью отдельных исков каждого гражданина, входящего в неопределенный круг лиц.

Защита публичных интересов предполагает, что в данном случае государственные органы, должностные лица, уполномоченные по правам человека, разного уровня реализуют свою компетенцию и полномочия. При этом обратившиеся в суд лица не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению суда, поскольку предъявленный ими административный иск направлен на защиту публичных интересов. Однако защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска).

Понятие публичного интереса является оценочным и не тождественным понятию публичного права. Речь идет о защите публичного интереса, выражающегося в необходимости защиты интересов всего общества, определенных групп граждан и организаций исходя из различных признаков — территории, места проживания, рода занятий и т.д.

Например, согласно ч. 1 ст. 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В данном случае защищаются публичные интересы всего общества, связанные с необходимостью исполнения налогового законодательства и принуждением к исполнению обязанностей по уплате платежей и санкций.

Кто такие помощник судьи и секретарь судебного заседания?

Судебная коллегия выдвигает своих людей для работы в судах. Одной из профессий в судах является профессия секретаря судебного заседания. Это ответственная работа, требующая хорошей квалификации и способности к концентрации внимания на деталях. Секретарь судебного заседания работает непосредственно на заседании суда по конкретному делу и выполняет, в основном, технические задачи в ходе заседания суда.

Какие требования выдвигаются к секретарю судебного заседания? Секретарь судебного заседания должен быть дисциплинированным и внимательным человеком, который быстро и точно выполняет свою работу. Он должен знать, как работать с компьютером и базами данных, а также уметь быстро делать заметки и навыки печати на стенографической машине. Кроме этого, секретарь судебного заседания должен быть знаком с правилами процессуального проведения заседания суда, а также с основами юридических знаний, так как его работа связана с подготовкой материалов по делу.

Как секретарь судебного заседания отличается от секретаря суда? Секретарь судебного заседания работает исключительно на заседании суда, а секретарь суда отвечает за работу офиса суда и подготовку судебных материалов. Секретарь суда работает постоянно, обслуживая несколько судебных заседаний в день, а секретарь судебного заседания работает только во время заседания.

Почему работа секретарем судебного заседания так важна для суда? Заключается это в том, что работа секретаря связана с оформлением судебных протоколов и других документов по делу, а все они подлежат дальнейшей юридической оценке. От работы секретаря судебного заседания зависит, насколько точно и полно описана суть заседания и какие выводы на основе этого будут сделаны судом.

Эксперт — это лицо, обладающее специальными познаниями в какой-либо отрасли науки, техники, искусства и ремесла, и по поручению суда выдающее обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним судом вопросам.

Для разъяснения вопроса, требующего специальных познаний, суд назначает экспертизу, даже если в составе суда есть лица, обладающие такими специальными познаниями, ибо совмещение функций эксперта и судьи недопустимо.

Любое лицо, участвующее в деле, имеет право предложить вопросы, которые оно желает поставить перед экспертом.

Но в конечном итоге эти вопросы окончательно формулирует суд в выносимом им определении о назначении экспертизы. В нем излагаются и мотивы, по которым отклоняются поставленные сторонами и другими участвующими в деле лицами вопросы эксперту.

ВАЖНО! Вопросы права составляют исключительную компетенцию суда и по ним экспертиза не может быть назначена.

Какое образование нужно, чтобы стать помощником судьи

Согласно требованиям законодательства, помощником может стать лицо с высшим юридическим образованием. Необходимо закончить университет по общему направлению «Юриспруденция». Также подойдет специальность «Правоохранительная деятельность». Профиль, специализация не имеет значения. Поскольку формального, нормативно закрепленного разделения юристов по направлениям нет.

Формальные требования к уровню образования помощников закреплены законодательно, а также в специальных регламентах.

Претендовать на должность может выпускник юридического факультета, с полным ВО. К таковому относится специалитет или две ступени образования по новой, Болонской системе (бакалавриат + магистратура). Юристы с оконченным бакалавриатом без академической степени магистра могут замещать начальные позиции судебных структур. Трудоустраиваться на должности секретарей судебных заседаний.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

  • помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

  • начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

  • специалистов и консультантов;

  • секретарей судебного заседания;

  • администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

  • технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

  • председательствует в судебных заседаниях;

  • распределяет другие обязанности между судьями;

  • назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

  • руководит работой аппарата суда;

  • организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

  • руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

  • организует работу по повышению квалификации работников суда;

  • вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

  • ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *