- КОАП

Когда выписывать ТТН а когда тн

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Когда выписывать ТТН а когда тн». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания, А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания, А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

Чем ТТН отличается от ТН?

ТТН:

  • ТТН (транспортная накладная) — это документ, который используется для оформления перевозок товаров по территории Российской Федерации.
  • ТТН выдается при отправке товаров на транспорте для фиксации важной информации, включая данные о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, перевозимых товарах, адресах отправления и доставки.
  • ТТН является основанием для перемещения грузов и документом бухгалтерской отчетности.
  • ТТН может быть бумажной или электронной.

ТН:

  • ТН (товарная накладная) — это документ, который используется для оформления перемещения и передачи товаров при внутренней или международной торговле.
  • ТН выдается при передаче товаров от продавца к покупателю и содержит информацию о количестве, качестве и стоимости товаров.
  • ТН используется для фиксации факта передачи товара и его основных характеристик.
  • ТН может быть бумажной или электронной.

Таким образом, основное отличие между ТТН и ТН заключается в целях и областях применения. ТТН используется для оформления перевозок по территории России, в то время как ТН применяется при внутренней и международной торговле. Оба документа могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном формате.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно — это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета — то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Какие требования по заполнению ТН

Занимаясь вопросами оформления транспортной накладной на перевозку того или иного груза, теперь нужно отталкиваться от правил, которые прописаны в Приложении No4 к правительственному постановлению No2200. Здесь говорится о том, как нужно заполнять транспортные накладные, необходимые на перевозку груза автомобильным ТС или просто автотранспортом.

  • В пункте 7 правил говорится, что транспортная накладная является документом, который служит подтверждением факта заключения договора на оказание транспортных услуг.
  • ТН составляется на одну или несколько товарных партий, которые перевозятся с помощью одного транспортного средства. Исключением являются ситуации, когда иные условия прописаны договором о перевозке, заключённым между сторонами.
  • Всего требуется оформить 3 оригинальные формы накладной. Одна передаётся грузоотправителю, вторая предназначена для грузополучателя, а третья для самого перевозчика. В пункте 10 правил говорится о том, что подписывать форму может грузоперевозчик или грузоотправитель, а также их уполномоченные представители, имеющие соответствующие документы.
  • Заполнять транспортную накладную должен отправитель товара, если иное не предусмотрено в договоре. В роли отправителя продукции может выступать покупатель или поставщик, а также экспедитор.
  • Согласно пункту 11 правил оформления ТН нового образца, при внесении исправлений в документ их следует заверить подписями тех лиц, которые составляли эти исправления. Нужно указать фамилию и инициалы как расшифровку подписи.
  • Если перевозимый груз загружается в несколько транспортных средств, то на каждую транспортную единицу составляется собственная накладная.

Количество выписываемых накладных

Минимальное необходимое число бланков товарно-транспортных накладных — 4:

  • первый экземпляр остаётся на складе и содержит информацию только об отгруженном товаре и задействованных в сделке сторонах;
  • второй передаётся грузополучателю и содержит подробные данные о всех этапах доставки (кроме последней таблицы);
  • третий экземпляр остаётся у перевозчика;
  • четвёртый, после полного завершения транспортировки и приёмки груза, передаётся грузоотправителю.

Разница в количестве экземпляров

Объем бланков меняется в зависимости от того, какой вид готовится для передачи клиенту. Давайте представим это схематично в таблице.

Сколько штук

ТТН

ТН

1

Остается у грузоотправителя

2

Отправляется покупателю

3

Перевозчик пересылает заказчику

АТП

4

Крепят к ПЛ водителя

Чем отличается УПД от счета-фактуры

Согласно 510 статье ГК доставкой занимается сам поставщик с помощью своего транспорта. Но согласно купли-продажи допустимо закрепить, что осуществлять перевозку будет специально нанятая для этого компания.

Универсальный передаточный документ имеют право использовать как предприятия, так и индивидуальные предприниматели. Его допускается применять при любой системе налогообложения, принятых внутри фирмы.

Обычно УПД используется для:

  • передачи прав пользования на имущество;
  • поставке продукции или выполнения услуг/работ.

В чем его преимущества перед СФ:

  • меньше времени нужно, чтобы его оформить, подготовить;
  • значительно сокращен документооборот;
  • если все будет едино, то уменьшается риск расхождения в реквизитах и суммах;
  • оптимизируются траты на расходные материалы;
  • стиль оформления становится одинаковым для разных бумаг.

Чем отличается ТТН от транспортной накладной

ТН или транспортная накладная составляется согласно требованиям постановления Правительства России № 272 от 15.04.11 г. по унифицированной форме. Заполнение этого документа производится для всех сторон-участников перевозки груза, то есть для отправителя, перевозчика и непосредственно получателя продукции (п. 9 Постановления). При этом на каждый груз, перевозимый на одном виде транспорта, составляется одна ТН независимо от количества партий.

ТТН или товарно-транспортная накладная формируется в соответствии с Правилами о перевозке грузов автотранспортом (утверждены 30.07.71 г. Минавтотрансом РСФСР). Типовой бланк введен в действие в постановлении Госкомстата РФ № 78 от 28.11.97 г. и включает 2 раздела. Форма Т-1, как и ТН, предназначена для оформления взаимоотношений между отправителем груза, перевозчиком и получателем. Но поскольку Постановление № 272 имеет более позднюю редакцию, заполнение ТН освобождает грузоотправителя от обязанности составлять еще и ТТН при перевозках автомобилями.

Важно! Обратное правило не действует, то есть выдача ТТН вместо ТН не правомерно, т.к. только транспортная накладная по законодательным требованиям признается первичным документом, подтверждающим факт перевозки товаров по договорам транспортировки.

Какова разница между ТТН и ТН

Перевозка грузов всех видов сторонним перевозчиком производится согласно договору и подлежит обязательному документальному оформлению. С этой целью применяются две формы: товарно-транспортная накладная и транспортная накладная. Обе на сегодняшний день используются, хотя и с 2013 года ТТН исключена из списка обязательных документов для учета грузоперевозок. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но есть и различия. Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в пакет документов на перевозку одновременно? Какова позиция контролирующих органов и как она согласуется с практикой учета грузоперевозок?

Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.

Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную

Транспортная накладная (далее — ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2022 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2022 № АС-4-15/8657@).

Также применяется товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 Постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Как создать электронную транспортную накладную

В создании электронной накладной принимают участие грузоотправитель, грузоперевозчик, водитель и получатель груза. Накладная оформляется и отправляется через оператора ЭПД — например, Контур, Сбис или Такском. Оформленная накладная регистрируется в ГИС ЭПД — электронной федеральной системе. У налоговой есть доступ к этой базе данных, благодаря чему перевозчики не должны предоставлять электронные транспортные накладные при проверках.

Примерный порядок работы таков:

  1. Отправитель груза, используя приложение или сайт оператора ЭПД, создает накладную в личном кабинете — на компьютере, смартфоне или планшете. В накладной указывает всю необходимую информацию о грузе, точках его отправки и доставки, о перевозчике, а затем подписывает свой раздел квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через своего оператора передает ее другим участникам процесса и в единую базу ГИС ЭПД.
  2. Оператор ЭПД передает сформированный документ адресату (получателю груза) и грузоперевозчику.
  3. Водитель фиксирует получение и дальнейшую передачу груза получателю простой ЭП, а грузоперевозчик использует для этого КЭП.
  4. Грузополучатель также удостоверяет получение груза с помощью КЭП.
  5. Грузоперевозчик заверяет накладную, используя КЭП.

Каждый из участников перевозки может скачать собственный полностью заполненный экземпляр ЭТрН.

Документирование грузоперевозок

Постановления Правительства РФ являются составной частью законодательства о бухгалтерском учете (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому ТН – это первичный документ для всех участников коммерческой перевозки – грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

Применению ТН посвящено рекордное количество писем Минфина России. Правда, это ответы конкретным налогоплательщикам. В основе заданных вопросов – непонимание отличия ТН от ТТН. Впрочем, в разницу между ними не углублялись и чиновники. Но, чтобы выстроить надлежащий документооборот, нужно четко понимать назначение каждой из форм.

Поясним свойства ТН на примере.

Предположим, продавец для доставки товаров покупателю нанял перевозчика. Для оформления торговых операций он применяет товарные накладные по унифицированной форме № ТОРГ-12. А на перевозки у него имеются транспортные накладные.

Между тем перевозчик перевозит не товары, а грузы, причем партиями. Приемку товаров по количеству, ассортименту и качеству он не осуществляет. В таре и под упаковкой товары не видны. «Превращение» товаров в груз – это отдельная хозяйственная операция продавца-грузоотправителя.

Обратимся к ТОРГ-12. В ней указывается дата составления и приводится перечень товаров в тех наименованиях и единицах, в которых они числятся в учете продавца. На эту дату перечисленные товары, оставаясь на складе продавца, считаются зарезервированными для покупателя.

В левой нижней части ТОРГ-12 должностные лица продавца (лицо, разрешившее отпуск груза, и главный (старший) бухгалтер) удостоверяют преобразование товаров в груз. Последний характеризуется массой и количеством мест. Эти данные заносятся в п. 3 транспортной накладной.

Дата в левой нижней части ТОРГ-12 характеризует момент передачи груза перевозчику. Ее подтверждает подпись должностного лица продавца в реквизите «Отпуск груза произвел». Заметим, что перевозчик подписывает приемку груза только в ТН.

Дата в правой нижней части ТОРГ-12 относится к вручению груза, а не товаров. С точки зрения продавца, безразлично, кто получил груз: сам покупатель-грузополучатель или его представитель (по доверенности). Заполнению подлежит один из реквизитов – «Груз принял» (если груз передан представителю) или «Груз получил грузополучатель» (эта подпись заверяется печатью покупателя). Неиспользованный реквизит прочеркивается. А как в дальнейшем происходит передача груза от поверенного к доверителю (покупателю-грузополучателю) – продавца-грузоотправителя не касается.

Оприходование поступивших товаров покупатель оформляет путем наложения на ТОРГ-12 штампа (п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 49 приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н). Экземпляр ТОРГ-12 с оттиском такого штампа он возвратит продавцу. Одновременно этот экземпляр играет роль акта приемки-передачи услуг перевозчика, подписанного уполномоченным на это лицом (грузополучателем) на другом конце маршрута.

В заголовочной части ТОРГ-12 предусмотрен реквизит «Транспортная накладная (номер, дата)». А в ТН имеется п. 4 «Сопроводительные документы на груз». В нем указывают номер и дату составления ТОРГ-12, а также количество ее экземпляров, направляемых покупателю. В состав сопроводительных документов к ТН продавец может включить и счет-фактуру.

Как видно, ТН и ТОРГ-12 неразрывно связаны. При этом ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В совокупности эти два документа эквивалентны ТТН. Причем отдельно взятая ТН не позволяет установить, что именно перевозит компания. В п. 3 «Наименование груза» ТН указывают отгрузочное (обобщенное) наименование груза, а не «бухгалтерские» характеристики товаров. Поэтому ТН без приложения ТОРГ-12 не обеспечивает соблюдения критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.

Последнее официальное разъяснение о транспортных документах адресовано уже неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Это письмо ФНС России от 21.03.2012 г. № ЕД-4-3/4681@. В нем сказано, что первичным документом, подтверждающим затраты на автоперевозку, является либо ТН, либо ТТН. Составлять на одну поездку две формы не требуется. Нюансов их применения чиновники по-прежнему не раскрыли. Зато мы показали, как рассуждать и действовать на практике.

Минфин и ФНС теперь согласны на любую транспортную накладную

Действительно, после того как в июле прошлого года вступила в силу правительственная форма ТН, Минфин выпустил ряд писем, в которых указал, что для подтверждения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом нужны «как транспортная накладная, так и накладная по форме N 1-Т» <3>. Поскольку формулировка довольно неудачная и прочитать ее можно двояко, многие бухгалтеры и подумали, что нужно иметь обе накладные — и ТТН, и ТН. Хотя были и те, кто считал, что речь идет о наличии любой из накладных — либо ТН, либо ТТН.

А к концу прошлого года Минфин решил, что в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с перевозкой грузов, подтверждаются именно ТТН. Ведь она служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиками. Да, правительственная ТН тоже обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, но она нужна совсем для других целей <4>.

К сведению

О том, кому, когда и зачем нужна ТТН, читайте: журнал «Главная книга», 2011, N 6, с. 61.

А вот молчавшая все это время ФНС порадовала налогоплательщиков в марте этого года, дав четкие и понятные разъяснения. В целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке автотранспортом подойдет любая из накладных — либо ТН, либо ТТН. Главное, чтобы она была правильно оформлена. Как упомянула сама налоговая служба, НК не устанавливает обязанности иметь два документа <5>.

Раз уж ФНС проявила лояльность к налогоплательщикам, может, теперь и Минфин изменит свое мнение? И оказывается, да.

Из авторитетных источников

Бахвалова Александра Сергеевна, консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«Сейчас позиция Минфина изменилась, она отражена в Письме ФНС, которое согласовано с Минфином. На данный момент оба ведомства придерживаются мнения, что и ТТН, и новая транспортная накладная содержат практически идентичные реквизиты.

Какие данные обязательно должны быть указаны в ТН?

  1. Наименование продавца и его адрес. Это позволяет определить, кто является отправителем товара.
  2. Наименование покупателя и его адрес. Это информация о получателе товара.
  3. Дата составления ТН. Это дата, когда документ был создан, и она обязательно должна быть указана.
  4. Номер документа. У каждой ТН должен быть уникальный номер, чтобы ее можно было идентифицировать.
  5. Наименование товаров и их количество. Это основная информация, которая должна быть указана в ТН. Наименование товара позволяет идентифицировать его, а количество — определить, сколько единиц товара находится в перемещении.
  6. Цена товара и стоимость. В ТН должна быть указана цена каждого товара и общая стоимость всех товаров.
  7. Сведения об условиях доставки. Здесь указывается, каким образом и куда будет доставлен товар.
  8. Дополнительные сведения, если они есть. Это может быть любая дополнительная информация, которую необходимо указать в связи с перемещением товара.

Все эти данные обязательно должны быть указаны в ТН, чтобы документ был правильным и информативным. Корректность и полнота данных в очень важна для дальнейшей работы с ТН в рамках бухгалтерии и контроля перемещения товаров.

Когда ТТН проверяется сотрудниками налоговой службы?

Зачем нужна транспортная накладная налоговикам? Сотрудники ФНС обращают особое внимание на данный документ при проверке обоснованности вычетов по НДС. В ряде случаев отсутствие ТТН может стать основанием для отказа в их получении. Именно поэтому организации стараются оформить товарно-транспортную накладную по поводу и без него.

В судебной практике достаточно часто встречаются споры налогоплательщиков с ФНС относительно применения вычетов по НДС при наличии или отсутствии ТТН, а также при ее неправильном заполнении. Одни суды принимают решение в пользу налоговиков, считая, что наличие накладной обязательно, другие разрешают налогоплательщикам не использовать эту накладную в тех случаях, когда у них имеются иные документы, подтверждающие факт покупки ТМЦ.

Что представляет собой товарно-транспортная накладная

В отличие от товарной накладной (ТН), которая служит для оформления внутренней отгрузки товаров в пределах одной организации или торговой точки, товарно-транспортная накладная используется при перемещении товаров между предприятиями или организациями.

Товарно-транспортная накладная является основным документом, удостоверяющим факт передачи груза перевозчику для его последующей доставки. В ней указываются следующие важные данные:

  • Наименование и адрес отправителя груза.
  • Наименование и адрес получателя груза.
  • Описание груза, включая его вес, объем, количество и другие характеристики.
  • Способ доставки и вид транспорта, которые будут использоваться для перемещения груза.
  • Дата и время передачи груза перевозчику.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *